|
"Милое сердцу Остафьево..."Недалеко от Москвы, а точнее около г. Подольска, находится одна усадьба. Ред-кие посетители приезжают сюда издалека, иногда наведываются экскурсии. Не так давно, в 1999 году, было исключение… Шумные толпы народа прохаживались по Остафьевскому парку, по Русскому Парнасу, направляясь к памятникам Пушкину, Ка- рамзину, Вяземскому, Жуковскому - это был День Рождения поэта 6 июня… Да, да… Речь пойдет об Остафьеве. На протяжении XIX столетия Остафьево тесно связано с литературной и художественной жизнью Москвы, являлось в разные годы местом творческих встреч представителей нескольких поколений литераторов: А. И. Тургенева, И. И. Дмитриева, Д. В. Давыдова, А. И. Мусина - Пушкина, В. А. Жу- ковского, В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, Д. В. Дашкова, А. С. Пушкина, А. С. Грибое- дова, В. К. Кюхельбекера, Е. А. Боратынского, Н. В. Гоголя. "Окруженный парком, большой усадебный дом казался камерным. Его связь с природой подчеркивалась устройством обширной куртины перед главным фасадом вместо традиционного парадного двора, посреди которой были установлены солнеч- ные часы с пушкой. Ровно в полдень луч солнца фокусировался на отверстии в стволе пушки, заряженной порохом, и она стреляла" В разные годы Остафьево принадлежало Вяземским, Шереметьевым, в XVII ве- ке оно часто переходило из рук в руки. Для меня Остафьево особенно примечательно тем, что двенадцать лет Н. М. Ка- рамзин осуществлял здесь главную мечту своей жизни, он писал труд, подобного ко- торому еще не было. Это были восемь томов "Истории Государства Российского". Память об этом событии увековечена в бронзе, в образе восьми томов "Истории" с чернильницей перед ними. Необыкновенное спокойствие царит в парке… Не знаю по- чему, но теплыми летними днями меня тянуло именно сюда. Здесь, на скамейке у пруда, я готовилась к экзамену по истории, еще не зная, что именно этой науке в XIX веке главным историографом страны было отдано целое десятилетие упорного труда над летописями и документами свозимых из разных архивов… Конечно, за два столетия многое изменилось. Иным стал Остафьевский парк, не стало суконной фабрики, некогда бывшей доходной статьей усадьбы, но жизнь могла бы идти здесь прежним чередом… Бредя среди вороха осенней листвы, можно видеть, как желтые самолетики листьев кружатся в вальсе почтения возле памятников и пада- ют к их гранитным пьедесталам также, как и сто лет назад. Ветер качает их в своих ру- ках, слегка поглаживая кроны деревьев. В парке необыкновенно спокойно и красиво. Не проникла в эти места лишь городская суета с шумом машин и прочими атрибутами современной жизни. В Остафьево три раза приезжал А. С. Пушкин. Его визиты были связаны с пред- стоящей женитьбой на Н. Н. Гончаровой. В. Ф. Вяземская должна была стать его поса- женной матерью и хлопотала о ускорении предстоящего торжества. Обсуждался даже вопрос о том, чтобы свадьба была в Остафьеве, но… Во время войны 1812 года князь П. А. Вяземский "вступил в дворянское опол- чение и участвовал в Бородинском сражении, во время которого под ним была убита одна лошадь и ранена другая. За это сражение он был награжден орденом св. Влади- мира четвертой степени с бантом и памятной медалью. В честь этих событий Вяземс- кие украсили боковые фасады Остафьевского дома четырьмя барельефами. Остафье- во было свидетелем сражения с французами - писал Вяземский…" Уже с конца XIX века Остафьево гостеприимно распахнуло двери своего музея для всех желающих. Собрание живописи в музее насчитывало более шестисот полотен. Оно включало произведения художников многих европейских школ - Германии, Ниде- рландов, Италии, России и других и охватывало период с XIV по XIX век. Собрание русской живописи XVIII - XIX веков в Остафьеве отличалось инте- ресным подбором и было представлено всеми жанрами. В него вошли работы извест- ных художников А. А. Киселева, Л. Ф. Лагорио, В. Д. Сверчкова, А. И. Мещерского, И. К. Айвазовского, Г. И. Угрюмова, Ф. Я. Алексеева, И. Захарова и других. Самым многочи- сленным в коллекции русской живописи было собрание портрета. Это были портреты императоров и европейских знаменитостей, семейные портреты и портреты друзей дома. В Остафьеве хранилось колоссальное собрание гравюр, насчитывающее десять тысяч листов. Наиболее ранние из них с религиозными сюжетами относятся к XV - началу XVI века. Небольшой, но достаточно интересной коллекцией музея являлось собрание худо- жественного стекла и керамики. В коллекцию художественного стекла входили разно- образные по форме и декорировке кубки, бокалы, рюмки, кальмы и другие предметы европейских и русских стекольных заводов XVIII - XIX веков. Выполняя волю отца, Павел Петрович Вяземский привез из Петербурга в Оста- фьево хранившиеся в их семье вещи, принадлежавшие А.С. Пушкину при жизни, и пре- дметы, ставшие свидетелями его гибели. Среди них - письменный стол поэта, жилет, в котором он был смертельно ранен, трость, пуговица Ганнибала. В витрине находи- лась перчатка Вяземского (парная той, что была опущена в гроб Пушкина), кора с березы, возле которой стоял поэт на дуэли с изображением места трагедии. В Оста- фьево находился портрет В. А. Жуковского с дарственной надписью А. С. Пушкину - "Победителю-ученику от побежденного учителя...". В 1930 г. было принято постанов- ление - музей в Остафьево "свернуть, экспонаты перевести в другие музеи". Мно- гое было утеряно: на ликвидацию музея было отведено всего 4 дня. Сохранившиеся экспонаты оказались в 22 музеях. Большинство пушкинских мемориальных вещей на- ходится в Санкт-Петербурге в Пушкинском музее на Мойке. Сегодня в усадьбе, как и прежде, "веет тишиной, поэзией и светлыми преданиями историко-литературными". P. S. С огромной признательностью жду любые отклики на приведенный мате- риал. Рада, если Вы, однажды побывав в Остафьево, просто опишите свои впечатления, рада, если по возможности поделитесь какими-то материалами. Написать мне можно или в гостевую книгу сайта, или по адресу Drakosha-1982@mail.ru ;   |